Потребитель

Законопроект "О торговле" уже в Госдуме, но споры о нем еще впереди

На прошлой неделе произошли события, которых в течение пяти лет ждали как властные структуры, так и многие предприниматели.
13 июля в президиум правительства России был представлен на согласование проект Закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" (далее – "О торговле"). 16 июля премьер-министр Владимир Путин направил этот документ в Госдуму. Закон должен вступить в силу с 1 января 2010 года. Однако окончательная ясность в нем наступит после принятия ряда дополнительных постановлений правительства.

Законопроект "О торговле" предусматривает создание инструментов самостоятельного регулирования отрасли хозяйствующими субъектами в области заключения и исполнения договоров купли-продажи и поставки продовольственных товаров. Он определяет исключения из установленных гражданским законодательством правил для заключения и исполнения договоров поставки между производителями и сетями. Также документ создает условия для формирования актуальных, достоверных и открытых информационных ресурсов в области торговой деятельности, мониторинга и анализа ситуации на рынке. Такую характеристику дает документу заместитель министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов на официальном сайте Минпромторга РФ.

"Даже познакомившись с документом довольно поверхностно, я могу сказать, что он настолько детально прописывает нормы, что исключает различные формы толкования", – говорит председатель комитета администрации Барнаула по потребительскому рынку и услугам Борис Шеляков. В настоящее время вся торговая отрасль живет по указу экс-президента Бориса Ельцина, который был подписан в 1995 году. Указ устанавливал одно правило: разрешено все, что не запрещено. "Мы долгое время работали в условиях анархии, когда толкование норм было свободным, – продолжает г-н Шеляков. – Видно, что государство действительно решило навести порядок в торговле. Но вступление закона в силу не предполагает моментального решения каких-то проблем. Потребуется принятие многих подзаконных актов, что может занять полгода. Тем не менее меня радует, что закон глубоко и детально раскладывает торговую деятельность на составные части. Лично я выступаю за тот подход, который выбран в этом законе. Это революционный для отрасли документ".

Однако подобные восторженные высказывания есть далеко не у всех заинтересованных сторон (см. "Прямую речь"). Кроме неприятной для торговли нормы правительство отдельно оговаривает дополнительные требования к магазинам, располагающимся на первых этажах зданий. Также государство займется регулированием деятельности торговых ассоциаций и союзов, а также ассоциаций и союзов отечественных производителей продовольствия. Правительство утвердит форму договора поставок.

В революционном документе впервые дается определение понятию "торговая сеть" как совокупности "двух и более торговых объектов, принадлежащих одному хозяйствующему субъекту, на которых под одним средством индивидуализации (фирменным наименованием, товарным знаком, знаком обслуживания, коммерческим обозначением) осуществляется торговля одинаковыми группами товаров". Заместитель начальника Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Фарида Конышева говорит, что, возможно, этот пункт будет изменен. "Мы считаем, что торговая сеть должна включать более пяти магазинов. Но сеть – это условное название, поэтому принципиального значения для предпринимателей данный пункт иметь не будет. Принадлежность к данному типу учитывается только для статистики, когда определяется показатель численности торговых сетей в регионе", – комментирует г-жа Конышева.

Важно отметить в законопроекте и то, что торговые сети получат возможность по-прежнему работать в круглосуточном режиме и самостоятельно выстраивать ценовую политику.

Игорь Карнаухов,
генеральный директор торговой сети "Хорошее настроение":

Мы можем работать круглосуточно, а ограничения по времени продажи алкогольной продукции могут принимать органы местного самоуправления, но для всех торговых предприятий. Так сделано в Новосибирске, но под это ограничение не подпадает пиво. Для нас доля продаж, приходящаяся на темное время суток, существенна. Если бы ограничивающая норма появилась в законопроекте, то мы бы понесли значительные убытки, сократили бы половину персонала. Ведь холодильное оборудование ночью продолжает работать. Оплачивать аренду и энергоносители нужно круглосуточно, а доходная часть была бы сокращена.

Наиболее значимыми для сетей являются нормы, касающиеся отношений с поставщиками и антимонопольного регулирования. Их устанавливают статья 18 (гл. 3) и статья 25 (гл. 4). Так, торговые предприятия, реализующие продукцию отечественных производителей, обязаны заключить с ними договор, куда включаются обозначенные в законопроекте условия. Среди них – оплата продовольственных товаров не позднее 30 дней, а социально значимых товаров – не позднее 14 дней после поставки в магазин. Если эти нормы будут нарушаться, то в договоре присутствует пункт, согласно которому сеть платит поставщику неустойку. Ее размер не должен превышать 1/300 действующей на день уплаты ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день просрочки. Возврат товара производителю возможен только в случае, когда его качество не соответствует требованиям законодательства или условиям договора. Отметим, что форму договора поставок продукции в торговую сеть также утвердит отдельным постановлением правительство РФ.

Что касается порога доминирования сетей на рынке, то монополистом будет признаваться не только тот субъект хозяйственной деятельности, который занимает более 35% рынка, но и тот, кто обладает большей долей рынка, нежели остальные субъекты, и установлено, что он осуществляет ряд неблагоприятных для других игроков действий.

Мера по ограничению режима работы сетей, которая не вошла в законопроект, была направлена на поддержание малого бизнеса. Однако окончательный вариант документа содержит немало иных мер поддержки таких субъектов предпринимательства. Так, схема размещения нестационарных торговых объектов должна предусматривать не менее 40% мест от их общего количества для размещения нестационарных торговых объектов субъектами малого и среднего предпринимательства. Необорудованные площадки для лотков и выносных прилавков, автолавок и др. предоставляются продавцам бесплатно. Платно предприниматели размещаются там, где торговые места считаются оборудованными.

Контролировать торговые организации государство и муниципальные власти будут на основе Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Нарушения Закона "О торговле" могут повлечь гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

Неожиданное дополнение может уничтожить торговлю

Илья Белоновский,
исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли:

Буквально в последний момент перед внесением законопроекта "О торговле" в Госдуму в нем было сделано дополнение. Там появилась новая статья "Ограничение действий по приобретению торговыми сетями новых торговых объектов". Она гласит, что продуктовая сеть с оборотом более 1 млрд. рублей не вправе приобретать или строить новые торговые объекты, если ее доля "превышает 25% от общего объема реализованных <...> продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий год в границах городского округа или муниципального образования, а также в границах городов <...> Москва и Санкт-Петербург". Нарушение этого требования является основанием для признания арбитражным судом совершенных действий недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа. Эта норма вызывает опасения и негодование, потому что она просто перечеркивает весь торговый бизнес. Мы будем с нетерпением ждать первого чтения закона в Госдуме РФ, которое намечено на сентябрь.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость