Образование

Почему школьники все хуже и хуже знают математику

С 2003 года в России и в Алтайском крае постоянно происходит снижение успеваемости выпускников школ по математике – на три-четыре процента ежегодно. При этом в нашем регионе уровень подготовки отстает от уровня других регионов. Исключение – 2006 и 2007 годы, когда математика не была обязательным предметом для сдачи в форме ЕГЭ и ее выбирали мотивированные выпускники. Это данные Регионального центра обработки информации результатов единого госэкзамена (РЦОИ). В вузах подтверждают: абитуриенты приходят менее подготовленными.

В школе.
В школе.
Михаил Хаустов

Кто портит статистику?

– Заметно, что математику вчерашние школьники знают хуже, – говорит Григорий Пышнограй, заведующий кафедрой высшей математики АлтГТУ.

Называют несколько причин, объясняющих эту неприятную тенденцию. Сокращается количество часов, которое выделяют в школах для изучения математики. Падает качество преподавания предмета. А до 2009 года слабые выпускники были еще и разбалованы правилом "плюс один балл": двоечники знали, что аттестат они все равно получат. Еще одним фактором, который снижает сам показатель успеваемости, считают массовое участие в ЕГЭ выпускников прошлых лет.

Подвижная граница

Средний балл по математике в 2009 году по краю – 41,76. Это вновь ниже, чем в целом по России, правда, ненамного. С 2003 года вместе с успеваемостью падал и показатель качества, который говорит о том, сколько человек получили четыре и пять. Жаль, что сравнить итоги 2009 года со всеми предыдущими невозможно: отменили переводную шкалу, по которой определяли количество пятерок, четверок и т. д. Теперь считают только долю двоечников и тех, кто не получил аттестат. До этого худший результат по математике в нашем регионе был в 2008 году – пятерки и четверки тогда получили лишь 29 процентов выпускников. При этом двойки были почти у 27 процентов. Прогноз на 2009 год был пессимистичным. Однако в основную волну в Алтайском крае не преодолели минимального порога "лишь" 7,44 % участников ЕГЭ по математике.

– Видимо органы, которые определяют критерии оценки, проявили мудрость, – говорит Валентина Дятченко, преподаватель математики барнаульской гимназии № 42, заслуженный учитель РФ. – Границу тройки установили на уровне 21 балла. Для этого нужно было выполнить немного заданий.

– Плохие прогнозы исходили преимущественно от СМИ и общественных групп, которые предвзято относятся к процедурам ЕГЭ, – считает Николай Юртаев, начальник отдела контроля качества образования краевого управления по образованию и делам молодежи. – Специалисты в области образования говорили, что в 2009 году будут применяться иные механизмы определения минимальной границы тестовых баллов, подтверждающих освоение минимума образования, что даст возможность подавляющему большинству выпускников получить аттестат.

Любовь Глебова, руководитель Рособрнадзора, отмечает, что принцип определения минимальной границы – это выполнение 50% заданий базового уровня, и подчеркивает, что попытки сравнения результатов ЕГЭ в режиме эксперимента и в штатном режиме являются некорректными. Оснований считать, что происходит "ручное управление" результатами через минимальную границу, нет.

"До потери сознания"

Что делать, чтобы математику знали лучше? В РЦОИ считают, что нужно провести масштабную исследовательскую работу по выявлению причин снижения уровня подготовки и затем уже обоснованно менять подходы к преподаванию предмета в школах.

Валентина Дятченко уверена, что составители экзаменационных тестов тоже должны ответственнее относиться к своей работе.

– Потому что как выкопают… – говорит она. – Дайте детям демонстрационные материалы, которые хоть немного похожи на те, что будут на ЕГЭ. В этом году задания С3 и С5 оказались вообще невозможными! Может, преследуется цель не допустить детей из глубинки к элитным вузам, я не знаю… Слышала, что даже сильные школы написали математику слабо. 

Валентина Дятченко,
преподаватель математики барнаульской гимназии № 42:

В лицейские классы нашей школы поступают дети из сел. И бывает так, что кто-то сдает вступительный экзамен на два, а на собеседовании ты видишь: умненький ребенок, просто знаний недополучил. Порой мы брали детей в 10-й класс с двойкой, а 11-й класс они оканчивали с пятеркой.

Григорий Пышнограй,
заведующий кафедрой высшей математики АлтГТУ:

Я когда-то предлагал вузовскому начальству: давайте ребят с низким уровнем подготовки подтягивать по школьному материалу – по математике, по физике. Да и по русскому языку их, если честно, надо подтягивать, чтобы они могли грамотно лекции писать и понимать, о чем в них идет речь. Но тогда получается, что учиться они должны шесть лет... В вузе, к сожалению, очень трудно изменить планы.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость