Образование

Зрелые дошкольники. Дети живут не для того, чтобы тешить тщеславие родителей

… На приеме у логопеда в районной поликлинике мама спрашивает, как в 3,5 года научить ребенка читать. На детской площадке одна бабушка дает другой “страшную” клятву: “Я внучку к школе сама читать и писать выучу”, хотя девочке нет еще и трех лет. Или одна мама рассказывает другой, как после детского сада водит ребенка на карате, а по выходным - в воскресную школу. Как все-таки мы, родители, любим хвастаться своими детьми!

А ведь они живут и учатся не для того, чтобы тешить родительское тщеславие, считает Наталья Конышева, заведующая кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования Московского государственного педагогического университета. На конференции в барнаульском педуниверситете она рассказала, как готовить ребенка к школьной жизни.

Семь лет - самый возраст

В каком возрасте нужно начинать готовить ребенка к школе? С чего начинать? Чему учить? Ведь не хочется, чтобы среди прочих первоклашек сын или дочь были не самыми умными… Вот здесь - стоп. Наталья Михайловна говорит, что родители дошкольников из самых добрых побуждений создают “истерическую ситуацию” - они готовы водить детей в любые кружки, нанимать педагогов, чтобы их ребенок был особенным.

- В 2000 году мы открыли при своей кафедре детский центр и обнаружили, что просто угомону нет на этих родителей. На собрании объясняем им, почему исключили из программы подготовки иностранный язык. После собрания практически каждый из родителей пытается наедине с преподавателями договориться: “А может быть, можно как-нибудь индивидуально?” В этом возрасте нужна только языковая среда. Говорите тогда сами, раз уж так хотите. Когда ребенок созреет, он это в две недели усвоит. А вы сейчас его три года будете мучить ерундой. Не понимают.

Задача педагогов - создать более спокойную обстановку вокруг этой проблемы. Но и педагоги бывает сами идут на поводу у родителей. Как член диссертационного совета Наталья Конышева наблюдает, что многие авторы научных работ снижают возраст обучения ребенка и выдают это за новизну исследования: разве можно научить ребенка рисовать с натуры в полтора года? Мнение самой Конышевой - до трех лет детей вообще лучше учебой не утруждать. Раньше шести с половиной лет садить ребенка за школьную парту нежелательно. Предшкольная подготовка рассчитана на седьмой год жизни ребенка. Школьная пора в жизни ребенка должна начинаться на восьмом году.

А если раньше?

- Определитесь, что для вас важнее, - обращается к родителям Наталья Конышева, - чрезмерно нагрузить ребенка сейчас и сломать его? Или чтобы он вырос психически и физически полноценной личностью, смог состояться в жизни?

По данным медиков, современные дети физически развиты хуже, чем дети голодного послевоенного времени. На первом месте среди заболеваний - психоневрозы и желудочно-кишечные заболевания. (Тридцать лет назад это “почетное” место занимали заболевания ЛОР-органов.) Ведут к этим болезням особо агрессивные факторы: высокий уровень учебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, низкая двигательная активность и нерациональное питание, а также снижение возраста поступления в школу. Более уязвимы дети, которые учатся в заведениях углубленного и повышенного уровня - в гимназиях, лицеях, академиях. При повышенных учебных нагрузках уровень невротизации у детей доходит до 70%, то есть 70-75 детей из ста имеют проблемы с психическим здоровьем.

- Закон сохранения энергии существует и в развитии личности. Если даже вы молитесь на интеллект, все равно не повысите его выше допустимого. Разучивание английских песенок и стишков на китайском языке - это всего лишь фокусы. И на эти фокусы ребенок тратит энергию, предназначенную для строительства клеток и органов.

Семья как школа

По мнению Натальи Михайловны, учебные нагрузки на дошкольников должны быть минимальными. Гораздо лучше, если ребенок в это время будет приобщаться к любой продуктивной деятельности. Например, заниматься в спортивной секции или творческих кружках. Если он сам этого хочет, разумеется. Эти занятия - гарантия того, что у маленького человека зарождается интерес к дельной жизни.

Родители могут воспитать у ребенка навыки общения, что бы он мог общаться в школе с детьми и педагогами. Семья лучше, чем любая школа, может приучить ребенка к книге. Но только не заставляя. Не хочет читать - значит, у него пока нет такой потребности. Потребность можно поддерживать, читая ребенку вслух интересные книги. Если такая проблема есть у ребенка и в девять лет, то лучше родителям читать вслух, чем заставлять его сидеть над книжкой под угрозой наказания. Ребенок должен идти в школу “читающим”: любить книгу, а не владеть хорошей техникой чтения.

Наталья Конышева советует родителям не гнаться за школами повышенного уровня. Возможно, стоит стремиться попасть в профильные школы с давними педагогическими традициями. Но только в том случае, если профиль ребенка, на который он сориентирован природой, очевиден.

Поступив в школу попроще, ребенок ничего не упустит и не потеряет, зато будет здоров душой и телом. Гораздо хуже, если он будет тянуться за нагрузками и не успевать - из-за этого его самооценка может остаться заниженной на всю жизнь.

Кто такой “зрелый дошкольник”?

“Дошкольная зрелость” - так, по мнению психологов, должно определяться внутреннее состояние здорового ребенка. Зрелый дошкольник - самостоятельный, он способен использовать свое воображение при решении каких-то задач и моделирования ситуаций. Он понимает, в каких ситуациях как нужно себя вести и как реагировать эмоционально. Такой ребенок умеет организовать свою деятельность и адекватно оценивает свои способности. К примеру, он не скажет: “Я это делать не умею, а поэтому и пробовать не буду”, - говорит педагог-психолог Барнаульского городского психолого-педагогического центра Оксана Черепанова. - В играх он может проявлять себя в разных ролях, умеет вовлекать в игру других детей, сам способен придумывать и развивать сюжет игры.

Что должен уметь будущий первоклассник?

- Он должен быть достаточно выносливым, чтобы выдержать школьную нагрузку, - говорит Оксана Черепанова. - Учителям важно, чтобы у ребенка была развита речь. Имеет значение четкое произношение звуков и богатый словарный запас. Ребенку нужно говорить связно и уметь рассуждать. Желательно, чтобы он был внимательным, мог концентрироваться на заданиях, умел слушать и переносить услышанное и увиденное в тетрадь. Приветствуется широкий общий кругозор. Ребенок должен уметь считать от одного до десяти и обратно, а также с любой цифры. Обязательно надо знать времена года и суток, дни недели, примерно ориентироваться в часах. Важно быть наблюдательным - это увеличивает активный запас слов.

Нет единого требования, чтобы дошкольник умел читать. Важно знать буквы. Ребенок может уметь складывать из них простые слова, свое имя и даже читать короткие тексты.

Если родители хотят, чтобы ребенок параллельно с занятиями в школе посещал кружок или секцию, лучше записать его за год до первого класса. К началу школьных занятий он уже освоится в коллективе, и это поможет ему найти общий язык с одноклассниками. Не занимать ребенка совсем тоже не рекомендуется. Если дошкольник не посещал детский сад и при этом не ходил в детский центр или кружок, ему будет трудно общаться со сверстниками в школе.

Признаки перегрузки

- Здоровый ребенок всегда в хорошем настроении и всегда находит себе занятия, - говорит Оксана Черепанова. - Если он чем-то занят, но при этом постоянно недоволен и часто ошибается, возможно, так проявляются признаки утомления. Родителей должно насторожить, если ребенок вдруг стал потеть, краснеть, стал плаксивым, у него часто плохое или нейтральное настроение. Или стал обидчивым, потерял аппетит, плохо спит и сильно устает. К примеру, пожаловалась одна бабушка: ее внук после садика идет в спортивную секцию, а потом приходит домой и просто лежит на диване. Для детей такое поведение нехарактерно. Ребенок обычно переключает свою деятельность с одного вида занятий на другой - после занятий спортом можно, например, полистать книжку или послушать ее аудиовариант.

Справка “СК”

Конышева Наталья Михайловна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования Московского государственного педагогического университета. Под ее руководством на педагогическом факультете МГПУ была создана научно-практическая лаборатория и детский психолого-педагогический центр “Развитие”. Член диссертационного совета по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в МГПУ, член редколлегии и редакционного совета журнала “Начальная школа”. Автор более 70 научных и научно-методических работ.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость