Политика

Очередь из усыновителей. Почему в Змеиногорском районе четыре семьи из одного подъезда взяли приемных детей

110 детей усыновили и взяли под опеку в Змеиногорске и Змеиногорском районе за последние несколько лет. Для достижения общей цели объединились журналисты и общественность... Сейчас здесь даже очереди из желающих принять в семью чужого ребенка. Как удалось в отдельно взятом районе решить проблему государственного масштаба? "СК" узнал все подробности из первых уст.

Я хочу к маме

Кто знает, добился бы район таких результатов, если бы за дело с энтузиазмом и невероятным усердием не взялись журналисты газеты "Змеиногорский вестник".

Рассказывает редактор Людмила Кейбол:

- Наш проект стартовал в канун 2002 года, когда мы решили провести акцию и собрать подарки для детей в детский дом и школу-интернат. Подарков действительно набралось очень много: к акции подключились церковная община, жители Змеиногорска.

И все вроде бы прекрасно прошло, но нам бросилось в глаза: как бы ни хорошо было этим ребятишкам, у них в глазах написано: "Я хочу к маме". И мы решили продолжить акцию, начали писать о них. Из номера в номер мы повторяем, что усыновлять детей хорошо, что прекрасно, если вы часть своего сердца дарите ребенку.

Я считаю, наша задача - не столько дать информацию о детях, сколько побудить взрослых к внутренней готовности стать новыми родителями. Кстати, интерес у людей сразу возник громадный! Мы не ожидали такой реакции и не предполагали даже, что люди окажутся настолько отзывчивыми.

"Куплю корову"

Истории, с которыми столкнулись журналисты "Змеиногорского вестника" и их читатели, невозможно систематизировать по буквам алфавита или каким-то другим признакам. Все особенные.

В селе Саввушки в одном подъезде живут четыре семьи. Каждая из них взяла приемных детей.

Одна из жительниц района приехала в инспекцию по опеке с большим желанием взять ребенка. Ей говорят: у вас материальное положение не позволяет это сделать. Она в ответ: "Я куплю вторую корову, я уже договорилась"…

Семья из Барановки, имея двух взрослых детей, взяла к себе троих соседских ребятишек. Говорят: ну как мы их бросим, если с пеленок кормили, когда они от пьяных родителей к нам прибегали…

Мешают формальности

В Змеиногорске никто не смотрит косо или с недоверием-осуждением на родителей, приютивших чужого малыша. В свое время в Алтайском крае именно поэтому не прижились семейные детские дома - люди не доверяли, осуждали, злословили...

- Атмосфера и в городе, и в районе благоприятствует тому, чтобы люди не боялись брать детей. Вот есть рядом Рубцовск, и у них к приемным родителям негативное отношение населения. И я никак не могу понять, почему, - разводит руками Людмила Кейбол. - Кто-то может подумать, что взрослые берут ребенка под опеку только для того, чтобы получать деньги… У нас этого нет, люди поступают по зову души. Может быть, громко сказано, но именно так и есть.

Между тем многие семьи, решившиеся на опеку или усыновление, сталкиваются с настоящим айсбергом бумажных проблем.

Вот лишь пара примеров. В семье живут два брата, но одного из них приемные родители усыновили, а второго нет, потому что отец не написал на него отказ. Формальность не соблюдена, ребенок не подлежит усыновлению, хотя его родных родителей никто не видел несколько лет.

Другая женщина увидела в передаче по краевому телевидению девочку - и как током ударило. Поняла: это ее ребенок, доченька, кровиночка. Малышка из многодетной семьи живет в барнаульском детском доме, у нее несколько братьев и сестер. По закону приемная мать должна взять всех детей, разлучать их нельзя. Но реально они и сейчас разлучены, потому что живут в разных детдомах.

- И вот что нам теперь делать с этой мамочкой? - спрашивает Людмила Викторовна. - Она нам повторяет, я уверена, что это моя родная девочка, я чувствую. Как быть?

Из-за разного рода препон в Змеиногорске возник даже… дефицит детей! Желающие взять их есть, но самих ребятишек не хватает! В комитете по образованию лежит список очередников. В детских домах, конечно, ребятишки есть, но проблема в том, что далеко не каждый родитель дал согласие на переход чада в другую семью.

Мечта о семейных детдомах

Общие результаты работы в Змеиногорске впечатляющие: за несколько лет 110 ребятишек самого разного возраста нашли себе маму и папу.

- …Я жалею только о том, что мы поздно начали этот проект, - говорит Людмила Кейбол. - Если бы это случилось лет на пять раньше, скольких детей могли бы спасти!.. Еще есть у меня мечта, чтобы у нас создавались по примеру западных стран семейные детские дома и приемные родители могли получать зарплату. Правда, пока у нас проблема в том, что жилья у людей нет подходящего и соблюсти санитарные нормы очень сложно.

Две истории с грустным финалом

Среди многочисленных совершенно замечательных и трогательных змеиногорских историй две - с печальным итогом.

- Двое детей не ужились в семьях, не сложились отношения. Это двойное испытание для ребенка: сначала родные родители отказались, потом приемные, - вздыхает Людмила Кейбол. - И родителям тоже шок, их осуждать не надо. Нельзя забывать о том, что и дети эти сложные, многие из них далеко не ангелы, они склонны к побегам, ко лжи. Мы разговаривали с одной мамочкой, которая взяла двоих детей из Рубцовска. Она живут у нее уже полгода, и она не может отучить их прятать конфеты и печенье под подушку!

Интересно, что в "Змеиногорском вестнике" с гордостью говорят еще об одной своей "заслуге", - отправили за решетку мать троих ребятишек. За жестокое обращение с родными детьми. В "материнский произвол" вмешались соседи, они сообщили и в газету, и юристам. Общими усилиями мамашу удалось посадить в тюрьму. А ее дети теперь живут в абсолютно нормальных семьях.

"Лада, забери меня!"

В семье Лады и Сергея Клаузу из Змеиногорска Юля появилась шесть лет назад. Вообще-то, Юля - племянница Лады, но все эти годы живет в семье как родной ребенок.

- Страх, конечно, был, - вспоминает Лада о том времени, когда они решили взять к себе племянницу. - У нас тогда еще и свои дети небольшие были. Ну а как по-другому? Человек на улицу собаку не выгонит, а здесь ребенок. Сестру, маму Юли, мы к себе забирали, пытались перевоспитать… Ничего не вышло, сейчас она под следствием.

А когда приехали в ним, Юля, ей два с половиной года было, бросилась ко мне, за юбку схватила и повторяет: "Лада, забери меня".

Лада рассказывает, что Сергею особенно было трудно решиться на этот шаг, но сейчас именно он больше всех возится с маленькой. Ласковая девочка Юля к тому же очень способная и уже занимается в музыкальной школе. Отличница. Как раз сейчас приемные родители собираются купить ей новый синтезатор.

Комментарий

Наталья Абоимова, начальник центра регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей:

- Змеиногорск является одним положительных примеров активного усыновления и передачи детей под опеку. Подобная ситуация складывается в Первомайском районе и в Барнауле. В то же время в некоторых районах есть очереди среди кандидатов, желающих взять ребенка. Основной причиной этого является то, что многие хотят взять именно маленького ребенка, самый востребованный возраст - от рождения до четырех лет. Кроме того, в соответствии с законодательством РФ при наличии родных братьев и сестер дети могут предаваться только в одну семью. А бывают случаи, когда в детском доме по 10 ребятишек из одной семьи, и многие не в состоянии взять всех. Проблема усыновления зачастую заключается и в здоровье детей.

Цифра

1623 ребенка были переданы на семейную форму устройства в Алтайском крае за девять месяцев 2007 года.

Справка "СК"

Усыновление (удочерение) - принятие в семью ребенка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление утверждается гражданским судом, и государство не оказывает никакой помощи после усыновления, за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребенка в том случае, если усыновляется младенец. В то же время не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.

Опека - принятие в дом ребенка на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство - над детьми от 14 до 18 лет. Опекун имеет практически все права родителя, однако органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. На опекаемого ребенка выплачивается ежемесячное пособие.

Приемная семья - форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у "приемного родителя" - воспитателя. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку в связи с отсутствием необходимого для этого у ребенка юридического статуса. Такая семья создается на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. В приемных семьях может воспитываться от одного до восьми детей. Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Для справки: в Алтайском крае сейчас 45 приемных семей, в которых воспитывается 71 ребенок.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость